Средства массовой информации

Основные понятия, используемые в сфере СМИ и массовых коммуникаций:

Массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
Средство массовой информации — периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
Радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа — совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
Продукция средства массовой информации — тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
Главный редактор — лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
Журналист — лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
Телеканал, радиоканал — сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.
Вещатель — российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;
Сетевое издание — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом;
Обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы — телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания.

 

Организация деятельности средств массовой информации

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.
Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.
Для регистрации СМИ требуется подать Заявление о регистрации средства массовой информации. Заявление о регистрации СМИ подается в зависимости от распространения:
1) на всей территории Российской Федерации и за ее пределами — подается учредителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации;
2) на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования — подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации;
3) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации — подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.

С начала 2018 года прекращается выдача бумажных свидетельств о регистрации средств массовой информации. СМИ будет считаться зарегистрированным с момента внесения соответствующей записи в Реестр средств массовой информации. Исчезают понятия «перерегистрация СМИ» и «внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ». Все процедуры будут осуществляться внесением изменений в запись о регистрации СМИ. Для подтверждения факта регистрации может быть выдана выписка из Реестра. Срок предоставления услуги по регистрации СМИ с 2018 года составит 30 рабочих дней с момента подачи заявления.

Рассмотрение заявления о регистрации СМИ осуществляется в течение 30 рабочих дней с даты его поступления.
Не требуется регистрация радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов.

Регистрируемое СМИ может быть одной из установленных формпечатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа.
При регистрации СМИ выдается отказ, если ранее было зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения информации. Это позволяет исключить возможность распространения двух радиоканалов (радиопрограмм) с одинаковыми названиями.

За государственную регистрацию средства массовой информации, внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации, выдачу разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Пошлина уплачивается до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией, установленной формы, выдаваемой плательщиком банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Учредитель СМИ – юридическое лицо,  проводит оплату пошлины через свой  р/счет, учредитель СМИ – физическое лицо, проводит оплату от своего имени.

Размер государственной пошлины за регистрацию СМИ зависит от территории распространения СМИ и установлен в размере (изменения с 01.01.2018 г):
1) продукция СМИ предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации — 8 000 рублей;
2) продукция СМИ предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования — 4 000 рублей;
3) за выдачу разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации — 8 000 рублей.
Государственная пошлина за государственную регистрацию СМИ, за внесение изменений в запись о регистрации СМИ уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при регистрации, внесении изменений в запись о регистрации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) рекламного характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в 5 раз;
2) при регистрации, внесении изменений в запись о регистрации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) эротического характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в 10 раз;
3) при регистрации, внесении изменений в запись о регистрации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), специализирующегося на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также средства массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации уменьшается в 5 раз.

Средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия решения о регистрации СМИ и внесения записи в реестр зарегистрированных СМИ.

Зарегистрированное СМИ не может быть повторно зарегистрировано в том же или ином регистрирующем органе.
Приступить к производству продукции СМИ учредитель имеет право в течение одного года со дня регистрации СМИ. В случае пропуска этого срока регистрация СМИ может быть признана недействительной в установленном порядке.

Особенности регистрации сетевых изданий

Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован в качестве средства массовой информации с формой периодического распространения «сетевое издание» в соответствии с Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. По действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации в качестве средства массовой информации. Регистрация носит добровольный характер.
В качестве СМИ регистрируются сайты с доменным именем второго уровня, которое вносится в свидетельство о регистрации СМИ.
Для распространения массовой информации через сайты в сети Интернет (в том числе аудиовизуального контента) получение лицензии на право осуществлять телевизионное вещание и радиовещание не требуется.
К сообщениям и изображениям, составляющим содержание сайта в сети Интернет, любое лицо может иметь доступ из любого места и в любое время по своему выбору при условии наличия соответствующих устройств и возможности подключения к сети. В этой связи для сетевых изданий территория распространения при регистрации указывается в следующей редакции: «Российская Федерация, зарубежные страны».
Перечень аккредитованных регистраторов доменных имен размещен на официальном сайте Координационного центра национального домена сети Интернет в разделе «Регистраторы».

Внесение изменений в средства массовой информации и уведомление регистрирующего органа

Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в следующем случае:
— смена учредителя, изменение состава соучредителей,
— наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации,
— территории распространения продукции средства массовой информации,
— доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для сетевого издания),
— формы и (или) вида периодического распространения массовой информации.
Внесение изменений в запись о регистрации СМИ осуществляется в том же порядке, что и регистрация СМИ.

Учредитель обязан уведомить регистрирующий орган в течение месяца со дня изменения:
— места нахождения учредителя и (или) редакции,
— периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации,
— принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности средства массовой информации.

Регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной. Решение принимается исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа. В случае:
1) если представленные заявителем в регистрирующий орган сведения не соответствуют действительности;
2) если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;
3) если устав редакции или заменяющий его договор не направлен в регистрирующий орган в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации;
4) если имела место повторная регистрация средства массовой информации.
Регистрирующий орган обращается в суд с административным исковым заявлением о признании регистрации средства массовой информации недействительной.
В течение 5 рабочих дней с момента поступления в регистрирующий орган вступившего в законную силу решения суда о признании регистрации средства массовой информации недействительной регистрирующий орган вносит в реестр зарегистрированных средств массовой информации соответствующую запись.

Прекращение и приостановление деятельности

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке административного судопроизводства по иску регистрирующего органа.
Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований.
Деятельность средства массовой информации может быть также приостановлена судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в связи с нарушением запретов и ограничений, установленных законом.
Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность устава его редакции.

Статус учредителя, редакции

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).
Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме.
Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.
Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором).

Устав редакции

Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее 2/3 его состава и утверждается учредителем. В процедуре принятия устава участвуют только штатные сотрудники, то есть лица, замещающие определенную должность в штатном расписании редакции. Устав принимается простым большинством голосов. После этого он представляется учредителю на утверждение.
До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из 10 человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее 3 месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

В случае получения редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранного государства, международной организации, иностранной организации, от выполняющей функции иностранного агента некоммерческой организации, иностранного гражданина, лица без гражданства, а также от российской организации, участниками и (или) учредителями которой являются указанные лица, редакция средства массовой информации, вещатель или издатель обязаны один раз в квартал (отчетный период) не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставить информацию о получении денежных средств от указанных лиц посредством направления соответствующего уведомления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Документы, регулирующие отношения в сфере СМИ и вещания:

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1
«О средствах массовой информации»