Изменения законодательства с 1 января 2021 года

С 1 января 2021 года и в течении 2021 года произойдут масштабные изменения в законодательстве – вступают в силу принятые законы и изменения в существующие нормативные правовые акты.
Наиболее значительные из них в сфере связи, телерадиовещания, информационных технологий приведены ниже.

Основные изменения:

    • Отменен ряд нормативных правовых актов;
    • Вводится “реестровая модель” в сфере лицензирования;
    • Вводится новый порядок лицензирования телевизионного вещания и радиовещания;
    • Приняты новые правила демонстрации знака информационной продукции СМИ;
    • Изменения в регулировании информации, информационных технологиях и о защите информации.

Государственный контроль (надзор)


С 1 января 2021 года в рамках реализации механизма “регуляторной гильотины” признаны утратившими силу, не действующими на территории РФ и отменены нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовые акты исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР.
В рамках реализации механизма “регуляторной гильотины” признаны утратившими силу, не действующими на территории РФ и отменены:
– акты, содержащие обязательные требования в сферах СМИ, информационных технологий и связи;

Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”
– Статья 15. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона (“регуляторная гильотина”)

Вступает в силу с 1 января 2021г:

  • Приказ Минкомсвязи России от 12.08.2020 N 394 “О признании утратившими силу некоторых правовых актов в области охраны труда в сфере связи, массовых коммуникаций и информационных технологий”.
    Начало действия документа – с 01.01.2021.
  • Постановление Правительства РФ от 04.08.2020 N 1169 “О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений некоторых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере средств массовой информации, информационных технологий и связи”
    Начало действия документа – с 01.01.2021.

Отменяется:
Признаны утратившими силу нормативные правовые акты и отдельные положения нормативных правовых актов:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 1025 “О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания”;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 746 “Об утверждении Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также ведения реестра указанных организаторов”;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 759 “О Правилах хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и информации об этих пользователях, предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации”;
  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17 августа 2012 г. N 202 “Об утверждении Порядка демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией)”;
  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 сентября 2012 г. N 230 “Об утверждении порядка сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередачи”;
  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 1 сентября 2015 г. N 327 “Об утверждении Требований к качеству звука и (или) изображения обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов”;

Завершается срок введенного временного сокращения перечней лицензионных требований

31 декабря 2020г истекает срок введенного временного сокращения перечней лицензионных требований и условий в сфере телевизионного вещания и (или) радиовещания
До 31 декабря 2020 г. временно был сокращен перечень лицензионных требований к лицензиатам, осуществляющим аналоговое телевизионное вещание и (или) радиовещание
До 31 декабря 2020 г. временно был сокращен перечень лицензионных условий к лицензиатам, осуществляющим оказание услуг связи для целей аналогового эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания.

  • Приказ Минкомсвязи России от 15.06.2020 N 281 “О временном сокращении перечней лицензионных требований и условий в сфере телевизионного вещания и (или) радиовещания”.

Роскомнадзор получил доступ к сетям КТВ для установки средств контроля

Операторов связи, оказывающих услуги кабельного вещания, обязали предоставлять Роскомнадзору и радиочастотной службе доступ к своей сети для установки техсредств контроля за соблюдением редакциями телеканалов, телепрограмм и их вещателями законодательства о СМИ. Порядок установки техсредств отдельно утверждается Роскомнадзором. Требование вступает в силу с 1 июля 2021 г.

  • Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 535-ФЗ “О внесении изменения в статью 46 Федерального закона “О связи”.

Введены новые меры по борьбе с “серыми” sim-картами

С 1 июня 2021 г вводятся упрощенные процедуры заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи. Граждане будут идентифицироваться в т. ч. через ЕСИА.
Будет создана информационная система мониторинга проверки сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента – юрлица либо ИП.
Вводится понятие идентификатора пользовательского оборудования. Его можно будет внести в учетную запись в ЕСИА. В случае утраты устройства оператор обязан не оказывать услуги связи лицу в случае использования им утраченного оборудования.
Абоненты – организации или ИП, заключившие с операторами связи договоры до вступления в силу поправок, либо пользователи услугами связи абонента – юрлица либо предпринимателя по решению указанных абонентов должны внести сведения о пользователях услугами связи в ЕСИА до 30 ноября 2021 г.
С 1 декабря 2021 г. операторы связи должны будут исполнять обязанности, предусмотренные новыми требованиями, в т. ч. по проверке наличие сведений о пользователях в ЕСИА.

  • Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 533-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О связи”.

Лицензирование

С 1 января 2021 года лицензии на осуществление отдельных видов деятельности будут выдаваться в электронной форме, сведения об используемых радиочастотах, о позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе будут заноситься в запись реестра лицензий.
Предусматривается переход к “реестровой модели” в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, предполагающей отказ от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий. Выписка из реестра лицензий на бумажном носителе будет предоставляться за плату – размер платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе составляет 3 тыс. рублей. Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы.

    • Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности” (с изменениями);
    • Приказ Роскомнадзора от 12.11.2020 N 146 “О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15 марта 2012 г. № 189 “Об утверждении порядка формирования и ведения лицензирующим органом реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание”.
      Начало действия документа – 01.01.2021.
    • Приказ Минэкономразвития от 06.11.2020 № 742 “Об установлении размера платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, порядка ее взимания, случаев и порядка возврата”;

Приняты новые правила лицензирования деятельности в области оказания услуг связи

С 1 января 2021 г. будут действовать новые правила лицензирования деятельности в области оказания услуг связи.
Перечень услуг в новых правилах остался неизменным. Уточнены лицензионные требования. Принятие нового акта связано в т. ч. с введением реестровой модели лицензирования.
Прежний перечень услуг и действующее постановление Правительства от 18 февраля 2005 г. N 87 “Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий” отменено.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2385 “О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”.

Вводится новый порядок лицензирования телевизионного вещания и радиовещания

Расширяется перечень лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату. Включено требование о том, что в случае распространения лицензиатом сообщений и материалов, созданных (распространенных) иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, такие сообщения и материалы должны распространяться с указанием на то, что они созданы (распространены) соответственно иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 N 1025 “О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания”.

  • Постановление Правительства РФ от 04.08.2020 N 1169 “О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений некоторых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере средств массовой информации, информационных технологий и связи”
    Начало действия документа – с 01.01.2021.
  • Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1529 “О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания” (вместе с “Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания”);
    Начало действия документа – с 01.01.2021.

Приняты правила ведение реестра лицензий

Правительство утвердило правила ведения реестра лицензий, а также типовую форму выписки из него. Правила вступают в силу с 1 января 2021 г.
Реестры лицензий формируются лицензирующими органами в электронном виде. С 1 июля 2021 г. органы должны вести электронный журнал учета сведений, вносимых в реестр. Так же, с указанной даты сведения о предоставленных лицензиях передаются лицензирующим органом в ЕСИА для обеспечения доступа к ним в личном кабинете лицензиата на портале госуслуг.

  • Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2343 “Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий”.

 


Завершается период автоматического продления лицензий и разрешений на оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание

Действие срочных лицензий и иных разрешений по принятому перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г. было продлено на 12 месяцев. В перечень срочных лицензий вошли лицензии на оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание.

  • Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 440 “О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году”;

СМИ

Приняты новые правила демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи и правила сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей. Утрачивают силу аналогичные Приказы Минкомсвязи России от 17.08.2012 N 202 и от 27.09.2012 N 230.
Приняты новые требования к качеству звука и (или) изображения обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов. Утрачивает силу аналогичный Приказ Минкомсвязи России от 01.09.2015 N 327.

  • Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 367 “Об утверждении порядка демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией)”;
    Начало действия документа – с 01.01.2021;
  • Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 368 “Об утверждении порядка сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач”;
    Начало действия документа – с 01.01.2021;
  • Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 369 “Об определении Требований к качеству звука и (или) изображения обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов”;
    Начало действия документа – с 01.01.2021;

Информация, информационные технологии

Вступают в силу изменения в Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации.

С 1 января 2021 года в случае, если операторы связи или владельцы технологических сетей связи имеют номер автономной системы, такие операторы связи и владельцы в целях выявления в Интернете сетевых адресов, соответствующих доменным именам, обязаны использовать национальную систему доменных имен.
Федеральный закон №90-ФЗ был принят ранее в 2019 году. Правила создания национальной системы доменных имен определены Роскомнадзором ранее приказом от 31.07.2019 N 229.

  • Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О связи” и Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”;

Приняты новые правила хранения организаторами распространения информации в Интернете отдельной информации

Новые правила приняты в рамках “регуляторной гильотины” и практически идентичны ранее применявшимся правилам. Утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 N 759.

  • Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1526 “О Правилах хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и информации об этих пользователях и предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации”
    Начало действия документа – 01.01.2021.

Вводится новый порядок уведомления о начале функционирования информационного ресурса в Интернете

Уведомление представляется теперь в течение 10 (ранее – 5) рабочих дней со дня получения организатором распространения информации требования Роскомнадзора о представлении уведомления.
Утрачивает силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 N 746.

  • Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 N 1824 “Об утверждении Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также ведения реестра указанных организаторов”
    Начало действия документа – 01.01.2021.

Регулирование

Новое Положение о системах оповещения населения

С 1 января 2021г вводится в действие новое Положение о системах оповещения населения. Ранее принятый документ 2006 г. утратит силу с 2021 г. в рамках “регуляторной гильотины”.
В новом Положении определены назначение, задачи и требования к системам оповещения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности. Введена паспортизация систем оповещения. Урегулирована оценка их готовности.
Утвержден новый порядок подготовки граждан, иностранцев и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Сотрудники предприятий, учащиеся, руководители органов государственной власти, другие уполномоченные работники, а также неработающие граждане должны проходить подготовку по борьбе с чрезвычайными ситуациями.

  • Приказ МЧС и Минцифры от 31.07.2020 № 578/365 “Об утверждении Положения о системах оповещения населения”;
  • Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1485 “Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”

Установлено регулирование единого номера “112”

Принятым законом устанавливаются принципы организации и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112” субъекта РФ, требования к ее силам и средствам. Распределены полномочия Правительства, федеральных, региональных и муниципальных органов в данной сфере.
В качестве оператора системы-112 выступает организация, создаваемая регионом для приема вызовов по единому номеру, их обработки и передачи диспетчерским службам. К последним относятся структурные подразделения экстренных оперативных служб или иных организаций, обеспечивающие прием вызова по номеру 112 от оператора. Обратные вызовы от диспетчеров и операторского персонала оплачиваются из бюджета.
Закон вступает в силу с 1 января 2022 г.

  • Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 488-ФЗ “Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

За клевету в Интернете будут привлекать к уголовной ответственности.

Ведена уголовная ответственность за клевету, совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет, а также в отношении нескольких лиц, в т. ч. индивидуально неопределенных.
За это предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2-х лет. В виде более легкого наказания предлагаются принудительные работы на срок до 2-х лет, либо арест на срок до 2-х месяцев.
Перечень наказаний за клевету с использованием служебного положения дополнен принудительными работами на срок до 3-х лет, либо арестом на срок до 4-х месяцев, либо лишением свободы на срок до 3-х лет. За клевету о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, могут лишить свободы на срок до 4-х лет, а за клевету с обвинением в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления – до 5-ти лет.

  • Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 538-ФЗ “О внесении изменения в статью 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации”.

За рекламу наркотиков в интернете будут штрафовать в повышенном размере

Для владельцев интернет-ресурсов предусмотрены повышенные штрафы за пропаганду либо незаконную рекламу наркотиков.
Также увеличены штрафы для операторов связи за неисполнение предписаний Роскомнадзора по ограничению доступа к интернет-ресурсам, распространяющим запрещенную информацию.

  • Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 512-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Введены штрафы для провайдеров и владельцев сайтов, не удаливших запрещенную информацию

В КоАП введены крупные штрафы за нарушение порядка удаления и (или) ограничения доступа к запрещенной информации. Это в т. ч. может быть детская порнография, призывы к экстремизму, информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотиков, а также местах их приобретения.

  • Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 511-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Соцсети не должны допускать запрещенный контент

С 1 февраля 2021 г владельцев соцсетей обязали:
– соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию;
– не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, в связи с их политическими убеждениями;
– мониторить соцсеть с целью выявления запрещенных материалов (детской порнографии, призывов к самоубийству, пропаганды наркотиков, дистанционной продажи алкоголя и пр.);
– ежегодно отчитываться о результатах рассмотрения обращений пользователей о распространении запрещенной информации;
– уведомлять пользователя о принятых мерах по ограничению доступа к его информации и основаниях такого ограничения.
Закрепляется право на судебную защиту лиц, права и законные интересы которых были нарушены владельцем соцсети в результате неисполнения им установленных требований.
Роскомнадзор будет вести реестр соцсетей.

  • Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 530-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”

Иностранные интернет-площадки попадут под блокировку за необоснованную цензуру

Принят закон о возможности ограничения Роскомнадзором доступа к интернет-ресурсам, нарушающим права граждан на информацию. Поводом для таких ответных мер стали жалобы редакций российских СМИ на цензурирование их аккаунтов со стороны иностранных интернет-площадок, которые необоснованно ограничивают доступ граждан России к информации российских СМИ.
Закон позволяет полностью или частично ограничивать доступ к интернет-ресурсам, которые со своей стороны ограничивают распространение пользователями общественно значимой информации по признаку национальности, языка и т. п. или в связи с введением санкций в отношении России либо ее граждан.

  • Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 482-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”

Компании могут рассчитываться между собой электронными деньгами

Вступил в силу закон, по которому с 2021 года бизнес сможет через корпоративные электронные кошельки переводить деньги любым контрагентам и выполнять B2B-переводы электронных денег.

  • Федеральный закон от 03.07.2019 № 173-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О национальной платежной системе” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”