Меры по регулированию Интернета

Подходы к регулированию сети Интернет характеризуются различными документами – закон о “черных списках” (Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети “Интернет” и сетевых адресов содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено), “антипиратский” закон (ограничение доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы), закон о “произвольных блокировках” (ограничение доступа к информации, распространяемой с нарушением закона), закон о расширении “антипиратского” закона (хранение информации, сообщений пользователей), закон “о контроле обмена сообщениями в сети Интернет, деятельности блогеров”. Данные подходы являются новыми мерами по регулированию сети Интернет.

5 мая 2014 года был подписан федеральный закон о контроле обмена электронными сообщениями в сети Интернет, а также деятельности блогеров (далее – Закон). Данный Закон продолжает список законодательных актов, направленных на регулирование Интернета, которые начали приниматься еще в 2010 году. Закон является частью так называемого “антитеррористического пакета” и формально продвигается под лозунгом борьбы с терроризмом и, по заверениям его разработчиков, не отразится на правах и свободах добропорядочных пользователей Интернета. Закон содержит только общие положения. Конкретные требования уточняются и принимаются Правительством РФ, Минкомсвязи России и Роскомнадзором, то есть выводится из законодательного регулирования на уровень подзаконных актов.

Прежде всего, в законах введено понятие “организатор распространения информации в сети Интернет” (далее – организатор), “информационная система”.

Организатором распространения информации в сети “Интернет” является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети “Интернет”.
Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Исходя из данных определений, под действие закона попадают социальные сети и блоги (Facebook, Вконтакте, Twitter, ЖЖ), форумы, так как они тоже имеют сервисы обмена сообщениями, сайты, предоставляющие услуги электронной почты (Gmail, Яндекс, Mail.ru), программы обмена мгновенными сообщениями (Skype, Viber, ICQ) и все сайты, имеющие формы обратной связи.

При этом организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан:

  • уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности;
  • хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети “Интернет” и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами;
  • обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий.

В случае неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» указанных обязанностей, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда или решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Указанные обязанности не распространяются – на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих указанную деятельность для личных, семейных и домашних нужд.

Сведения об организаторах распространения информации в сети «Интернет» – реестр (https://97-fz.rkn.gov.ru/organizer-dissemination/viewregistry).

Таким образом, если ранее многие пользователи отдавали предпочтение зарубежным социальным сетям, сервисам электронной почты и мгновенных сообщений, в том числе для скрытия своей идентичности и защиты своей переписки, то это может оказаться бесполезным. Исходя из положений Закона, подобные ресурсы также должны соблюдать новые правила и требования, в противном случае, доступ к ним на территории России может быть заблокирован.

Порядок ограничения доступа к ресурсам и программам организатора

В случае нарушения организатором описанных выше требований доступ к его информационным системам или программам для приема, передачи, доставки или обработки электронных сообщений может быть ограничен. Факт нарушения должен быть подтвержден вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении. В адрес организатора (его филиала или представительства) уполномоченным органом будет направляться уведомление с указанием срока для устранения нарушений. Такой срок должен составлять не менее 15 дней.
В случае неисполнения требований в установленный срок доступ к соответствующим информационным ресурсам и программам организатора будет ограничен оператором связи до устранения нарушений. Основанием для ограничения доступа, согласно Закону, может быть только вступившее в силу решение суда или решение уполномоченного органа. Детальное регулирование данного процесса (порядок взаимодействия уполномоченного органа с организатором, порядок направления уведомления, порядок ограничения и возобновления доступа порядок информирования граждан о таком ограничении) должно установить Правительство РФ.

Кто такой блогер, и что ему запрещено

Закон регулирует так же деятельность пользователей соответствующих сервисов, которые в Законе обобщенно называются блогерами.

Блогер – владелец сайта и (или) страницы сайта в сети “Интернет”, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 000 пользователей сети “Интернет”.

Иными словами, под определение “блогер” попадает не только лицо, ведущее блог, но и лицо, выкладывающее информационные материалы, например, в социальных сетях. При этом владельцы сайтов, зарегистрированных в качестве СМИ (сетевых изданий), согласно Закону не являются блогерами.

Блогер обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации, в частности:

  • не допускать использование сайта или страницы сайта в сети “Интернет” в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
  • проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию;
  • не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;
  • соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;
  • соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;
  • соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
  • разместить на своих сайте или странице сайта в сети “Интернет” свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений.
  • разместить на своих сайте или странице сайта в сети “Интернет” незамедлительно при получении решение суда, вступившее в законную силу и содержащее требование о его опубликовании на данных сайте или странице сайта.
  • предоставлять информацию не позднее чем в течение 10 дней со дня получения запроса федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи для ведения реестра блогеров.

Согласно Закона ведется выявление и учет блогеров, сайтов и (или) страниц сайтов в сети “Интернет”, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети “Интернет”. Данный учет ведется Роскомнадзором. Учет проводится путем мониторинга сети Интернет на предмет ресурсов, попадающих под признаки блога, включением их в специальный реестр. Необходимую для ведения такого реестра информацию ведомство может запрашивать у самих блогеров, у организаторов и иных лиц (информация по запросу должна быть представлена ими не позднее чем в течение 10 дней со дня получения запроса). Включив блог в реестр, Роскомнадзор должен затребовать у провайдера хостинга или иного обеспечивающего размещение блога лица данные, позволяющие идентифицировать блогера (такие данные необходимо предоставить в течение 3 рабочих дней). После получения данных Роскомнадзор включает блог в реестр и направляет блогеру уведомление об этом. Блог может быть исключен из реестра по заявлению владельца, если в течение 3 месяцев доступ к нему составляет менее 3000 пользователей в сутки. Об исключении блога из реестра блогер уведомляется Роскомнадзором (срок исключения и направления уведомления не установлен).

Хранение информации и  сообщений пользователей

7 июля 2016 были приняты изменения в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Данными изменениями установлены дополнительные меры противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности. В частности, установлены дополнительные требования к Операторам связи и Организаторам распространения информации в сети “Интернет”.

Организатор распространения информации в сети “Интернет” обязан:
1) хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети “Интернет” и информацию об этих пользователях – в течение 1 года с момента окончания осуществления таких действий;
2) хранить на территории Российской Федерации текстовые сообщения пользователей сети “Интернет”, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети “Интернет” – до 6 месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.
3) обязан предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Операторы связи обязаны:
1) хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи – в течение 3 лет с момента окончания осуществления таких действий;
2) хранить на территории Российской Федерации текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи – до 6 месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.;
3) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

Норма о хранении информации и сообщений вступает в силу с 1 июля 2018 года. Порядок, сроки и объем хранения указанной информации устанавливаются отдельным актами.


Информационные материалы
Защита и распространение информации в сети “Интернет”